Это интересно
Новости по теме
|
Разбираем почти по винтику основной ударный вертолет современной армии России, Ми-28Н «Ночной охотник». И проверяем, что может противопоставить ему американский Apache.Что где: как устроен Ми-28Н Обтекатель над втулкой несущего винта скрывает бортовую РЛС «Арбалет» Подвижная установка 30-мм пушки 2А42 Выпуск Ми-28Н наладил Ростовский вертолетный завод (ОАО «Росвертол») «Ночной охотник». Cкороподъемность: 13,6 м/с, статический потолок: 3500 м Apache. Скороподъемность: 16 м/с, статический потолок, 3415 м «Ночной охотник». Снаряженная масса: 11 т, максимальная: 12,1 т Apache. Снаряженная масса: 8 т, максимальная: 9,5 т После того, как Ми-28Н «Ночной охотник» был выбран в качестве основного ударного вертолета российской армии, его очень любят сравнивать с американским конкурентом, АН-64 Apache. Действительно, это две очень близкие машины. Даже внешне они похожи. И «Охотник», и Apache построены по одновинтовой схеме, несут неубирающееся шасси, по паре двигателей по бокам фюзеляжа, Х-образные рулевые винты на хвосте. Но если начать разбираться в деталях, выплывает и масса отличий. Начнем же разглядывать Ми-28Н – а для ориентации можно поглядывать на иллюстрацию слева, где все узлы, о которых мы говорим, пронумерованы. 1. Несущий и рулевой винты Винт диаметром 17,2 м выдерживает попадание 30-мм снарядов. В сравнении со своим предшественником Ми-28А, винт «Охотника» обладает стреловидными законцовками и более совершенным редуктором, который передает на него с двигателей большую мощность, обеспечивая более высокую скорость полета. Считается, что 5-лопастный винт «Охотника» эффективнее 4-лопастного Apache, что особенно заметно на малых скоростях и позволяет делать вертолету фигуры высшего пилотажа, включая мертвую петлю, иммельман и бочку. Рулевой винт расположен в хвосте. Он 4-лопастной, образован парой 2-лопастных стеклопластиковых винтов. Углы схода лопастей снижают уровень шума. 2. Силовая установка Ми-28Н тяжелее Apache почти на 3 тонны, но более мощные двигатели компенсируют это с лихвой. Отношение мощности к взлетному весу у него оказывается лучше. Газотурбинные двигатели мощностью по 2200 л.с. обеспечивают максимальную скорость полета в 324 км/ч и крейсерскую – в 265 км/ч. Сравните: у Apache максимум – 365 км/ч, зато крейсерская – ровно те же 265 км/ч. Топливо заливается в мягкие баки общей емкостью 1900 л с латексным самозатягивающимся протектором. Этого достаточно для практической дальности полета в 460 км, а при установке дополнительных баков для перегона – до 1100 км. В верхней части фюзеляжа, за несущим винтом имеется вспомогательная силовая установка (ее на картинке не видно) с отдельным двигателем для привода систем и запуска основной силовой установки. Кстати, «Охотник» способен нормально лететь и при полном отказе одного из двигателей. 3. Кабины экипажа Экипаж – 2 человека, посадка тандемная. Системы управления вооружением установлены в кабине штурмана-оператора, полетом – в кабине летчика. За кабиной экипажа расположен технический отсек, где можно (если понадобится) разместить еще 2 человек. Немаловажно то, что у Apache площадь остекления больше. Кроме того, его стекла чуть выпуклы, что снижает появление бликов, мешающих работе с бортовыми приборами. Кабины защищены облегченной броней с керамическими наружными плитками, их разделяет бронированная перегородка. Бронированное лобовое остекление выдерживает попадание 12,7-мм пуль, боковое – 7,62 мм. Вообще, с бронированием у Ми-28Н дело обстоит куда лучше, чем у американского коллеги. На обоих вертолетах применен конструктивный принцип «менее важные узлы прикрывают собой более важные», но «Охотник» может похвастаться и бронированной защитой критических элементов. Борта его выдерживают попадание из 20-мм пулемета. Имеется и другая пассивная защита: постановка дымовой завесы, элементы для обнаружения и отражения лазерного луча, ИК-отражатели. Энергопоглощающие кресла обеспечивают спасение экипажа на малой высоте, а на большой можно использовать парашюты. Если катастрофа случается на высоте более 100 м, с «Охотником» происходит нечто поразительное: вступает в действие система спасения. Отстреливаются лопасти несущего винта, крылья и двери кабин (справа у летчика, у штурмана-оператора – слева). Ремни безопасности (тоже автоматически) перерезаются, а по бокам фюзеляжа надуваются трапы, облегчающие покидание машины. На малых же высотах все происходит с точностью до наоборот. Ремни притягиваются еще сильнее, надежно фиксируя людей в энергопоглощающих креслах «Памир-К». Вертолет падает, но системы амортизации (см. также раздел про шасси) гасит перегрузку с 50-60 g до вполне безопасных 15-17 g. 4. Трехопорное шасси Неубирающееся шасси 11х2,3 м. Отсутствие механизмов складывания шасси позволило сэкономить на весе вертолета. Передние колеса оснащены амортизаторами, которые снижают перегрузки от удара о землю. Вместе с другими энергопоглощающими элементами конструкции они способны снизить до «физиологически приемлемого» уровня удар от падения со скоростью 12 м/с. 5. БРЛС «Арбалет» Как сказано в одном обзоре , «Ми-28Н – современная машина, имеющая на борту все органы ощущения и все мыслительные свойства, характерные для человека». Именно современная бортовая РЛС делает Ми-28Н оружием самого современного уровня, позволяя выполнять боевые задачи в любое время суток (даже при отсутствии света звезд) и в любых погодных условиях, на предельно малых высотах (5-15 м), автоматически огибая рельеф местности. К примеру, одинокого человека она разглядит с полукилометра. «Арбалет» обеспечивает обнаружение, измерение координат и распознавание движущихся наземных, надводных и воздушных целей, ведет картографирование маршрута полета. Бортовая РЛС скрыта под надвтулочным обтекателем несущего винта, что дает экипажу еще одно преимущество. Для наблюдения за противником из складок местности можно даже не высовываться, достаточно высунуть из-за укрытия «макушку». БРЛС у Apache расположена точно так же, только обтекатель на вид более сплюснутый. Именно она дает второе название его последним модификациям – Longbow, «длинный лук». 6. Обзорно-прицельная система Комбинированная стабилизированная обзорно-прицельная система с оптическим, тепловизионным, телевизионным и лазерным каналами наблюдения. Позволяет вести наблюдение и обеспечивает наведение на цель управляемых ракет и пушки. Компьютер, в который занесены данные о рельефе местности в районе боевых действий, автоматически формирует трехмерное изображение того участка, где в настоящий момент находится вертолет. Информация может уточняться через инерциальную и спутниковую навигационные системы, систему навигации по физическим полям Земли. Все они интегрированы с нашлемными системами целеуказания и индикации и с многофункциональными ЖК-дисплеями (по 3 в каждой кабине). Итак, сведя воедино данные картографии, тепловизоров и радиолокации, компьютер в удобном выводит на экраны экипажа изображение текущей обстановки (на самом деле, компьютеров на «Охотнике» немало – 3 только основных, не считая вспомогательных). Параллельно с разных каналов информация подается в систему автоматического распознавания целей. Информация по целеуказанию может поступать и от внешних источников. 7. Крылья Крыло малого удлинения (4,9 м). Разгружает несущий винт и служит для крепления вооружения, дополнительных топливных баков, другого оборудования. Для этой цели на каждом крыле имеется 4 узла подвески и по контейнеру на конце. 8. Несъемная пушка Модифицированная 30-мм танковая пушка 2А42 на несъемной подвижной пушечной установке (НППУ) 28Н. НППУ с электрическим приводом позволяет пушке разворачиваться в горизонтальной плоскости на 110 градусов, по вертикали на 13 вверх и на 40 вниз. Боекомплект 250 снарядов, причем они полностью унифицированы с обычной пушкой сухопутных войск. Тип снаряда (бронебойный или осколочно-фугасный) можно менять прямо во время боя. Масса и начальная скорость снаряда выше, чем у установленной на Apache пушки M230 Chain Gun. Зато точность стрельбы оставляет желать лучшего. Установленная в носу, далеко от центра масс тяжелая пушка создает большую отдачу, снижая точность работы, особенно на больших углах поворота. 9. Подвесное вооружение Здесь разнообразие весьма широко. Это могут быть противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), как на иллюстрации. А кроме того – масса другого «оборудования». • До 16 ПТУР системы «Атака-В». Сверхзвуковые высокоточные ПТУРы (потомки известной системы «Штурм») наводятся на цель по радио, что в некоторых случаях (например, в условиях задымленности или в тумане) существенно эффективнее лазерного наведения. Они способны поражать танки с динамической защитой. • До 8 управляемых ракет «Игла-В» класса «воздух-воздух». Эти сверхзвуковые ракеты предназначены для обороны от вертолетов и самолетов противника и работают в режиме «выстрелил – и забыл». • Той же цели служат до 4 блоков неуправляемых авиационных ракет (НАР): до 128 НАР калибра 57 мм, 80 НАР калибра 80 мм, или 20 НАР калибра 122 мм. Это – идеальное средство для «добивания» противника после того, как весьма дорогие и высокоточные управляемые ракеты вывели из строя его средства ПВО. Дешевые и многочисленные НАРы заканчивают дело, расстреливая наземные сооружения, склады, ангары, живую силу и проч. • До 2 пушечных контейнеров с 23-мм двуствольной пушкой ГШ-23Л. В отличие от основной, эти пушки крепятся неподвижно, и для прицельного огня из них придется разворачивать весь вертолет. • До 2 универсальных контейнеров малогабаритного груза – к примеру, с оборудованием для постановки минных заграждений. • Бомбы по 250 и 500 кг. Пара слов в конце Считается, что на бумаге «Охотник» и по летным характеристикам, и по живучести, и по удобству использования, и по вооружению часто превосходит Apache. Будем надеяться, что это преимущество так и останется «теоретическим», и эти две совершенные машины убийства не схлестнутся в реальном бою. Тем более что итог этого боя далеко не столь очевиден. Ми-28Н еще ни разу не использовался масштабно в настоящей войне, тогда как Apache участвовал и участвует во множестве небольших и довольно крупных конфликтов, которые вели и ведут США и их союзники. За это время в нем было найдено и устранено великое множество недостатков, которые учтены в самых современных модификациях этого вертолета. |